Будущее моей профессии
Эссе-размышление на конкурс
Профессия педагога-психолога неразрывно связана с системой образования, что сразу ясно из ее названия. Поэтому и говорить о будущем педагогов-психологов можно только вместе с анализом сферы образования: как ее настоящего, так и будущего.
Что представляет из себя современная система образования нашей страны? Она основывается на советской школе, стараясь оставить и сохранить в себе все лучшее из советского наследия. Однако очевидно, что опыт советской системы образования лишь частично может быть использован для достижения тех целей, которые стоят перед современным образованием по многим причинам: глобализация, цифровизация и виртуализация мира, изменение социально-экономических условий в стране и пр.
Мир изменился, поэтому современность сильно отличается от прошлого. Ослабление или исчезновение многих советских институтов социализации (массовая пионерская, комсомольская организации, система детских лагерей), несформированность в обществе альтернативных государственным институтов социализации, основанных на гражданском участии и партнерстве (локальных сообществ — community, крупных детских и молодежных организаций, которые смогли бы привлечь в свои ряды значительную часть детей, подростков и молодежи), приводит к тому, что пространство формирования навыков социального взаимодействия, социальной компетентности детей и подростков сужается.
Изменилось и само общество. Пользуясь терминологией Ульриха Бека, мы живем в обществе риска, что сказывается, и далеко не в последнюю очередь, на детях и подростках. Закрытые дворы жилых комплексов, строгий запрет многих родителей на самостоятельное перемещение своих детей-подростков по городу, контроль местоположения несовершеннолетних через современные средства связи создают видимые ограничения зоны свободы и возможностей, необходимой для развития и социализации.
Распространение виртуального пространства на какое-то время изменило ситуацию, позволив подросткам свободно строить свою идентичность в социальных сетях, получить возможность для неформального общения, овладения навыками взаимодействия и коммуникации, пусть и в специфической форме. Однако все больший процент родителей и сами активно используют социальные сети, что позволяет им вводить ограничения, защищать своих детей и от рисков, и от возможностей, и в виртуальности.
Все это приводит к парадоксу: для успешной самостоятельной жизни молодой человек должен иметь высокий уровень развития социальной компетентности, то есть способности действовать сообразно требованиям социальной ситуации, чтобы достигнуть наибольшей эффективности[1], что, несомненно, является одной из целей развития ребенка. Но при этом сложившиеся условия не дают детям и подросткам овладеть всеми необходимыми для жизни в обществе компетенциями на должном уровне из-за сужения пространства возможностей овладения и тренировки составных элементов (знаний, навыков) социальной компетентности[2].
Это, в том числе, приводит к тому, что система образования вынуждена брать на себя все больше и больше функций: собственно, образовательную, воспитательную, функцию формирования и развития социальной компетентности подрастающего поколения и другие. И именно это приводит сначала к появлению в 1980-е годы психологов в системе образования, а потом и все большему усилению их роли: в ситуации ослабления или отсутствия необходимых обществу социальных институтов именно психолог призван брать на себя эти функции. Отмечу так же особую важность работы психолога для довузовской образовательной организации Министерства Обороны РФ: в рамках закрытого учебного заведения формирование многих навыков и умений, с одной стороны, осложнено самой закрытостью среды, а с другой стороны, повышает требования к уровню социальной компетентности воспитанников, так как они вынуждены быть в коллективе практически постоянно, урегулировать многие возникающие ситуации, не имеют возможности, как их сверстники из обычных школ, уйти от сложного, неприятного взаимодействия и пр.
Педагог-психолог — это специалист, который обладает многими особыми знаниями и умениями, позволяющими системе образования отвечать на вызовы современного общества. Однако на данный момент возможность для участия педагога-психолога в образовательном процессе невелика: даже если в школе есть ставка психолога, он вынужден работать один на сотни детей разного возраста, разного социального статуса и экономического положения, из разных семей и этнических групп. Очевидно, что в таких условиях педагог-психолог сможет концентрироваться исключительно на работе с особо сложными случаями. Но необходимо отметить выгодное отличие структуры довузовских образовательных организаций Министерства Обороны РФ, в которых педагог-психолог присутствует на каждом учебном курсе, поэтому он может работать со всеми участниками образовательного процесса полноценно по всем направлениям деятельности, необходимым для качественного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Сделаем предварительный вывод: система образования вынуждена (это запрос и от общества, и от государства) брать на себя обязанности в том числе и по формированию социальной компетентности детей и подростков. И именно педагог-психолог может и должен быть тем специалистом, который возьмет на себя функцию формирования и повышения уровня социальной компетентности учащихся[3].
Важно отметить, что психолог не сможет выполнить эту задачу в одиночку, однако он может стать как координатором программ формирования и развития социальной компетентности — архитектором среды, в рамках которой ученики смогут не только научиться, но и отрабатывать навыки и умения, полученные в ходе занятий, так и экспертом-аналитиком, изучающим как общую картину, так и конкретные кейсы — просветителем в области психологических знаний.
Роль координатора-эксперта расширяет и усложняет работу педагога-психолога, заставляет развивать дополнительные компетенции, которые в деятельности психолога обычно могут и не требоваться: обучающая работа и организация взрослых (например, подготовка и супервизорское сопровождение тренеров и координация деятельности программ по формированию социальной компетентности[4]), постоянная исследовательская деятельности (мониторинг навыков, эффективность мероприятий по их формированию), перспективное планирование процесса формирования необходимых составных частей социальной компетентности у детей и подростков разных возрастов, создание новых форм, моделей обучения и развития навыков и компетенций учащихся, медиация и фасилитация конфликтов и противоречий.
Современный мир быстро меняется. А вместе с ним вынуждена меняться и система образования, причем, в идеале, даже предвосхищая изменения социальной действительности, чтобы мочь научить современных детей, подростков тем знаниям, навыкам и умениям, которые нужны сейчас и будут нужны в будущем.
Педагог-психолог — специалист, который обладает особыми знаниями и умениями, позволяющими ему работать на крайне важном поле социальной компетентности, так как сложно представить себе любого успешного человека, который не обладал бы высоким уровнем коммуникативных навыков, не умел бы разрешать конфликты, не понимал бы социальные контексты, не умел бы быстро и качественно адаптироваться к новым средам и условиям. И это особенно важно для будущего военного, так как, с одной стороны условия, в которых приходится жить и работать военнослужащим, сама специфика их деятельности является крайне стрессогенной, предъявляет особые требования к уровню социальной компетентности военнослужащего. А с другой, ставки могут быть слишком высоки, например, неурегулированный конфликт может повлечь за собой смерти людей.
Такая важная роль педагога-психолога требует, как структурных возможностей для ее осуществления (например, возможность переструктурировать образовательное пространство), так и особых навыков и умений, на которые на данный момент обращается меньшее внимание в процессе подготовки педагогов-психологов.
Но именно за таким качественным изменением будущее профессии педагога-психолога.
[1] Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе (сфера социальной работы) / Под науч. ред. В.Н. Келасьева, И.Л. Первовой. — СПб.: Изд.Дом С.-Петерб.ун-та, 2010.
[2] Rikuya Hosokawa, Toshiki Katsura, A longitudinal study of socioeconomic status, family processes, and child adjustment from preschool until early elementary school: the role of social competence // Child Adolesc Psychiatry Ment Health (2017) 11:62
[3] Ванданова Э.Л. Программы профилактики социальной дезадаптации и повышения социальной компетентности у подростков групп риска \\ Молодежная наука: тенденции развития. 2017. № 2. С. 50–60.
[4] Clark McKown, Social-Emotional Assessment, Performance, and Standards // The Future of Children, Vol. 27, №1, Social and Emotional Learning (SPRING2017), pp. 157–178